Системный IT - интегратор
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
+7 (499) 755-54-96
info@itbconsult.ru
По будням с 9:00 до 20:00 (МСК)
ИТБ Консалтинг
+7 (499) 755-54-96

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
МЕНЮ

Коллектив не принял нового начальника? Ищем выход из положения. — как такой вариант?

By nik Рубрика Блог, Интересное

21

Июн
2019

Коллектив не принял нового начальника? Ищем выход из положения. — как такой вариант?

В любом коллективе может возникнуть смена начальства. И довольно часто возникают ситуации, когда новый начальник не принимается сотрудниками. Попасть в подобное положение новичок может, если, например, в коллективе есть неформальный лидер, не желающий мириться с новым начальником. Так начинается негласная борьба между лидером и новым начальником, а коллектив, в свою очередь, наблюдает за этим со стороны, как за спортивным соревнованием. Что же в такой ситуации делать новичку, особенно, если цивилизованные методы в виде переговоров не помогают?

В статье есть ответы на вышеупомянутые вопросы.

Реальный случай с Марией.

Марию не так давно назначили руководителем отдела продаж. Она не являлась до этого сотрудником компании, поэтому сразу столкнулась с негативным отношением коллектива.  Менеджеры ее команды с неохотой выполняли распоряжения, а затем и вовсе бойкотировали Марию.

Мария, в свою очередь, организовывала совещания, пыталась выяснить, что не устраивает коллег в ее деятельности. Но те или вовсе отмалчивались, либо отвечали, что их все устраивает. Затем были разговоры с каждым сотрудником наедине. И это дало результат. Удалось узнать у одной из сотрудниц, что в коллективе был свой кандидат на данную должность. Это менеджер Олеся, у нее очень хорошие показатели в работе, много выгодных контрактов. В общем, она считается одним из лучших сотрудников, но она так и не дождалась предложения от предыдущего руководства. 

Когда место начальника заняла Мария, Олеся не смогла этого стерпеть и стала вставлять палки в колеса новому руководителю. Она рассчитывала на то, что новый начальник сложит свои полномочия, и она наконец займет свое законное место. Когда же Мария решила поговорить с Олесей, последняя не стала ничего отрицать и, глядя в глаза своему руководителю, прямо заявила ей, что ничего у Марии не получится.

Таким образом, образовался конфликт, который ставил под угрозу деятельность нового руководителя. По сути, это была проверка на прочность и навыки руководителя.

Возникает вопрос, как из такой ситуации выйти достойно, так чтобы коллектив не просто понял, кто здесь начальник, но и при этом относился к нему с уважением?

Вариантов решения данной проблемы на самом деле немного, еще меньше оптимальных.

Прилюдное выяснение отношений.

Сразу следует отметить, что это не самый подходящий вариант, хотя это первая и естественная реакция на провокационные действия. Как правило, оппонент именно такой реакции и добивается. Поэтому руководитель должен научиться держать свои эмоции под контролем, чтобы не устраивать прилюдно скандал с работником, который не соблюдает рабочую дистанцию. Конечно, это не просто, но любой эмоциональный срыв ведет руководителя к провалу, так как это говорит о слабой позиции и некомпетентности начальника. Если коллектив увидит, что новый начальник легко поддается на провокации, то об уважении со стороны коллектива можно будет забыть.

Если конфликт уже возник, следует спокойным тоном вызвать сотрудника на отдельный разговор. Причем лучше отложить беседу на некоторое время, чтобы можно было успокоиться и выстроить линию поведения. Можно назначить определенную дату и время для разговора.

Жалоба в вышестоящее руководство.

Это самый нежелательный вариант развития событий, так как такое поведение сразу ставит точку в карьере руководителя.  Подобный поступок означает неспособность руководителя управлять людьми, сохраняя рабочее состояние отдела, неспособность к разрешению конфликтов. Если в таких ситуациях все время рассчитывать на выше стоящих руководителей, то своя управленческая линия никогда не выработается. Единственная ситуация, в которой данный вариант возможен, если вы не знаете предыстории конфликта и хотите ее выяснить.

Выяснение целей оппонента.

Ни один конфликт не возникает без определенной причины. Как правило, бойкот устраивают те, чьи интересы или потребности были ущемлены. Такие люди ощущают себя обиженными и стараются возместить посредством конфликта причиненный им ущерб.

Можно поговорить с сотрудником наедине и выяснить, что именно его толкает на тропу войны с вами. Например, как уже было описано в ситуации с Марией, на ее место претендовала Олеся, которая теперь чувствует себя ущемленной. Мария, в свою очередь, не приняла никаких мер, зная об этой ситуации. Вы же в разговоре с сотрудником можете обсудить его будущее в компании, его дальнейший карьерный рост, в котором вы, как руководитель, примите непосредственное участие.

Признание значимости данного сотрудника.

Этот вариант возможен в ситуациях, когда конфликт уже разрешен, и вы знаете о причинах конфликта и мотивах его зачинщика. В другом случае это будет выглядеть как попытка подмазаться к работнику. Проводя совещание с коллективом, необходимо выделить данного работника, отметить его значимость в достижении общих целей компании. Сотрудник в таком случае не останется равнодушным к публичному признанию его компетентности.

Перевод сотрудника в другой отдел.

Если разрешить конфликт мирным путем никак не получается, тогда поможет перевод сотрудника в другой отдел. Такое бывает, когда два высококлассных специалиста не могут найти общий язык в работе, несмотря ни на какие усилия с обеих сторон.

Руководитель может предложить работнику аналогичную должность или даже повышение и увеличение зарплаты. Такое поведение начальника демонстрирует его заботу о коллективе, уважение к своему оппоненту, его профессиональным качествам. Другими словами, руководитель признает высокую значимость своего оппонента для компании, позволяя ему продолжать свою карьеру и оставаться собой. При этом начальник делает все для поддержки благоприятной обстановки в коллективе.

Увольнение скандалиста.

Один из самых популярных вариантов решения проблемы. Хотя многие руководители-новички боятся такого шага, так как не хотят показаться слабыми и некомпетентными. Однако, не всегда увольнение скандалиста говорит о слабости. Наоборот, бывают случаи, когда коллектив сам устал от постоянных скандалов и войны между лидером и начальником.  К тому же, оставить такого работника в коллективе, значит признать свое поражение в борьбе за лидерство.

Как отмечает Мария Цукан, увольнение является таким же управленческим ходом, как и все остальное. По ее словам, увольнение сотрудника  происходит не для того, чтобы что-то ему объяснить, а лишь потому, что его поведение мешает работе и реализации целей компании. К тому же, как уже было сказано раньше, возможно сам коллектив уже устал от данного сотрудника.

Мария рассказала ситуацию, которую наблюдала в одной компании, когда восемь сотрудников отдела бухгалтерии просили начальника уволить сотрудника, который устраивал конфликты с этим самым начальником. Руководитель отказался увольнять работника. В результате через две недели семь работников бухгалтерии принесли заявления об уходе.

Собственное увольнение.

Как это ни печально, но иногда и такой вариант тоже возможен. Если вы понимаете, что не сможете справиться с руководящей должностью, лучше ее оставить. Так, к примеру, поступила и Мария. Она осознала, что ей не хватает компетентности для данной должности. Изначально она планировала уволить Олесю, однако, ей не хватило твердости и уверенности в своей позиции, чтобы решиться на разговор об увольнении. Страха добавили еще  постоянные конфликты с Олесей.  В целом, у Марии не оказалось не только управленческих навыков, но и коммуникативных способностей, целеустремленности и твердости.  В данной ситуации такой вариант действительно оказался оптимальным, так как место руководителя занял человек, который был к этому готов, несмотря на трудности.

Подводя итоги, стоит отметить, что конфликт  – это всегда эмоциональное потрясение, как для руководителя, так и для сотрудников. Однако конфликт может стать для вас не только тяжелым испытанием, но и уроком на будущее.