Любой проект, будь-то в перспективе полная автоматизация или сторонняя система учета, должен начинаться с того, что надо сформулировать желаемый результат в окончательном виде. Однозначное понимание желаемого результата значительно изменит восприятие заказчика и позволит избежать массы лишних итераций.
Часто случается такое, что заказчик уже выбрал и программу автоматизации, и даже уже почти определился с исполнителем, но не сделал главного – не обдумал, какой результат должен быть получен на выходе. Если спросить предполагаемого куратора проекта со стороны заказчика, он не сможет ответить однозначно, как именно выглядит завершенный проект.
Диалог с заказчиком выглядит примерно одинаково во всех случаях.
Например, клиент хочет внедрить 1С. Но при этом понятие “конфигурация” он видел только на бумаге и совершенно не знаком с тем, что бывают самые разные варианты исполнения систем. И редкий клиент тут задумывался про отличия софта друг от друга. Хорошо, тут клиенту можно подсказать. Ведь правда, такое количество конфигураций без примерно представления о системах, объять самостоятельно довольно сложно.
Следующий обязательный вопрос, это что же мы планируем учитывать? Тут ответ обычно тоже не более вдохновляющий – хотим вести учёт. Но ведь такой ответ не имеет никакой ценности. Мы можем поставить вам управление холдингом, тогда как хватило бы простой 1С Бухгалтерии. Поэтому, всегда нужно понимать, как будет использоваться система.
Затем мы спрашиваем, а какой бюджет у вас на проект предполагается? За сколько нужно закончить проект? Ответ опять неопределенный. Заказчик спрашивает нас сколько это будет стоить и за какое время мы можем сделать нечто подобное. Здесь мы подсказываем, но важно понимать, что сроки реализации должен предоставить заказчик. Мы не можем взяться за проект, не зная, когда нужна сдать полностью готовый результат. Да и вопрос стоимости напрямую зависит от конфигурации и функций новой системы, а значит нужно вернуться к первым двум абзацам и дать ответ на те вопросы.
Но мы идём на встречу и подробно описываем все аспекты и различия конфигураций и программ учёта. Следующий вопрос к заказчику: знаете ли вы свою схему работы и есть ли уже какой-то порядок в этом вопросе? Ответ такой: примерно….! Некогда было этим заняться.
Обратите внимание, что ни положений, ни документов, ни даже согласованной схемы мы не имеем, а заказчик хочет всё и даже больше, то как можно быстрее.
В итоге, мы возвращаемся к тому, с чего уже начинали: заказчик не понимает толком, что ему нужно, а предоставить полный объем документации не может.
При таком раскладе внедрение программы будет весьма непростым. Конечный результат может сильно огорчить заказчика и подпортить репутацию исполнителя.
Таким образом, прежде, чем задумываться об автоматизации, нужно иметь как минимум исчерпывающий список желаний, а если такового пока нет, то хотя бы предоставить согласованные регламенты учёта внутри компании.